РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Нарьян-Марская

епархия
Архангельская митрополия
Самая северная епархия России

По Мезени





       С 22 июня по 7 июля сего года по благословению правящего архиерея Нарьян-Марской епархии епископа Иакова клирик Благовещенской церкви пос. Искателей иерей Иоанн Маликов находился в составе экспедиции, организованной Архангельским отделением РГО, изучавшей жизнь и быт поморов на территории Мезенского района Архангельской области. Экспедиция проходила под девизом: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался». По возвращении на имя архиерея священнослужителем был представлен рапорт и миссионерский дневник.






Миссионерский дневник иерея Иоанна Маликова,

участника экспедиции

«КТО В МОРЕ НЕ ХАЖИВАЛ, ТОТ БОГУ НЕ МАЛИВАЛСЯ»

или

БОЛЬШАЯ ПРОГУЛКА

(Нарьян-Марская епархия: Мезенский район, Архангельская область)



возрождение



      30 июня 00:00. Вторник.

     С Божией помощью отправляемся с правого берега реки Мезень. До выхода в море 40 километров, скорость катера 5 узлов. Количество экипажа 5 человек:

     1. Александр Игнатьевич Коткин (капитан);

     2. Олег Александрович Коткин (член русского географического общества);

     3. Андрей Валерьевич Ружников (краевед, журналист);

     4. Николай Федотович Окулов (журналист);

     5. Иерей Иоанн Маликов (последние будут первыми – ред.).

     Зашли в залив между мысом Абрамовский и руслом реки Мезень, вычерпать воду из карбаса. Бросили якорь. Начался отлив, судно село на киль под 25 градусов. Дно песчано-каменистое. Время отлива около 6 часов. На отливе вода прибрежной полосы по щиколотку. По приходе большой воды судно стало бить килем об камни. До берега около 400 метров. Пытались шестами приподнять катер, ничего не получалось – сломали шест. Только решительные действия капитана спасли ситуацию. Потом впоследствии, когда уже причалили к берегу, капитан сказал, что была течь судна. Одним словом, могли потерять катер.

     Возвращаемся опять вглубь реки где спокойней, переждать сильный ветер. Как в пословице: «ждем у моря погоды».

    Капитан решил оставить карбас в речке на якоре, а на обратном пути забрать. Причина – карбас тормозит движение катера и его часто заливает водой. Посоветовавшись приняли решение: крест перегрузить на катер и карбас тащить дальше, так как он нужен для разгрузки на острове Моржовец.

    Вышли в море. Обнаружил: к несчастью, аз многогрешный подвержен морской болезни. Приобрёл опыт, которого врагу не пожелаю. Должно признаться: я не моряк…

    В 22:00 прибыли в село Койда. Прошли 130 км.

    В 22:30 встретились с главой села. Ночевали на катере.




гражданочка, вам в Мезень?

заповедные места

на мели

спасение судна

отлив

Поморье

      1 июля. Среда

     Проснулись «на приливе». Экспедиция стала сгружаться на берег, вода пришла слишком быстро, чтоб идти по сухому дну. Здесь все решают минуты. В итоге успели сойти только трое, я не успел. Капитан сказал: «Теперь через 30 минут будем швартоваться к пристани». Ждем, пока нас вода поднимет. Остались вдвоем, выполняю функции матроса: поднятие якоря, швартовка.

     В Койде провел огласительную беседу в Доме культуры, присутствовало шесть человек. Освятил три дома. Люди очень добродушные и простые, живут весьма скромно. После освящения жилища все приглашали на чаепитие.

     Вернулся в гостиницу с последней требы в 00:30.







типичная поморская деревня

духовный маяк




плоды «светлого будущего»


      2 июля. Четверг.

    Посетил с экспедицией Койденский музей. Освятил 1 дом. Отслужил панихиду. Провел духовно-просветительскую беседу в Доме культуры, присутствовало 9 человек. Приняли святое крещение две жительницы села. Присоединил к Православию семейную пару из католиков.




верую!

ковчег Поморья

дар Духа Святаго!


     3 июля. Пятница.

     По тихой воде стали отходить от причала с.Койда. Минут 20-30 раскачивали судно, чтоб сойти килем с мели (осадка 80 сантиметров). При отходе от причала задели винтом камень. Отойдя от берега примерно на 30 метров, бросили якорь, чтобы отремонтировать штурвал. Ещё 20 минут потратили на ремонт.

     Ветра почти нет, погода благополучная для путешествия. Идем на о.Моржовец. 5:20 утра пришли на остров. Шли 3:50. Члены экспедиции приступили к погрузке креста на карбас. От берега до места установки крест перевозила грузовая машина. Поклонный крест был установлен у знака с мемориальной табличкой в память о месте гибели Василия Дорофеевича Ломоносова, в 10 метрах от берегового обрыва. Общее время установки 4 часа. После установки совершил освящение креста. На освящении присутствовали все члены экспедиции и 2 местных жителя.

     На острове живут 9 человек. Растительности почти нет, кроме мха и кустарников. Остров озерный. Провизию привозят сотрудники метеослужбы. Также промышляют ловлей рыбы, собиранием северной ягоды морошки.

    За время существования Советского Союза и по сей день на острове не было священника. Местные говорят, что батюшки не бывало здесь около ста лет, а то и больше.

     Поднимался на маяк. Высота 30 метров.

    Ждали около 3 часов, пока будет отлив, чтобы добраться до карбаса. Вышли в море около пяти вечера. Идем к селу Ручьи.







остров Моржовец

память





с высоты 30 метров



крестное восхождение

по заветам поморов

в анналы


     4 июля. Суббота.

    03:38 прибыли к устью реки Ручьи. В устье стоял катер «Русь». На этом катере познакомился с внуком героя Советского Союза, танкиста Петра Нарыцина. Внука тоже зовут Петр. В честь Петра Нарыцина названа улица в г.Архангельске. Освятил судно «Русь».

     Пока экипаж отсыпался, мы с Николаем Федотовичем Окуловым пошли в село Ручьи. От катера до села два километра. На верхнем берегу Белого моря нашли заброшенные окопы, обшитые бревнами, в конце окопа небольшой железный бункер. Главу сельсовета нашли на огороде. Он ввел в курс дела: разместил, обрисовал состояние часовни и предложил церковные таинства и службы проводить в Доме культуры, сославшись на опыт предыдущих миссионеров. Долго искали грузовую машину для разгрузки креста, поиски были осложнены тем, что многие ушли на рыбалку. У поморов вообще почти всё зависит от отлива и прилива. Самое прискорбное, что власти запрещают заниматься местным жителям ловлей рыбы, называя их браконьерами, а это всегда было основным промыслом поморов. – Чем ещё жить здесь людям, которые просто выживают?

    Вернулись к катеру на убывающую воду. Капитан при маневре сел кормой на мель. Ещё одно испытание, на катер теперь не попасть. Надо ждать большой воды. Все ещё усугубляет отсутствие сотовой связи. Обратно в село попали к восьми вечера.




специфика морехождения

источник света

освящение катера «Русь»

транспорт ихтиандра

здесь поморы хранят рыбу

сделал дело - ужу смело!


      5 июля. Воскресенье.

    С 9:00 служил Литургию. Причастников не было. Исповедовались 2 человека. Одна местная жительница и один из наших. Освятил два дома.

    Провел огласительную беседу. Готовящихся принять святое крещение снабдил евангелиями. К сожалению, уровень духовности ниже, чем в селе Койда. Отслужил частную панихиду.

     Вечером экспедиция собирала поклонный крест. Промазывали пропиткой для долговечности.




поморский ответ санкциям

проповедь

погост


     6 июля. Понедельник.

     Подъём в 4:30. Вставать пришлось так рано, чтоб успеть «по одной воде», ‒ так местные называют время одного отлива, ‒ поставить поклонный крест в Инцах, так как дорога туда пролегает только по берегу моря. Загрузив крест, выдвинулись в путь. По дороге перед нами долго ехал рыбак на мотоцикле, проверять свои сети. Впечатлило, как наш грузовик ехал по самой линии соприкосновения воды с берегом, прямо по воде, разрезая колесами пышную морскую пену. Форсировали реку. Помогло каменистое дно. Прибыли в Инцы, к маяку. Высота маяка 15 метров. Познакомившись с работниками маяка, выбрали место установки креста. Прямо напротив маяка, для лучшей видимости и возможности подхода ко кресту. Устанавливали соборно, как и принято на севере, с местными. Здесь в этих краях, вообще один не проживешь! Все друг другу помогают, сразу вспоминается заповедь Божия: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

     При освящении креста сильным порывом ветра, который доходил до 10-12 метров в секунду, снесло металлическую кандию со святой водой. На море в это время был шторм. Чин освящения креста проходил в экстремальных погодных условиях, температура воздуха была около нуля, если учитывать сильный ветер. По освящении сделали общий снимок и двинулись обратно в путь.

     В полдень покрестил 8 человек: 4 – взрослых, 1 – подросток и 3 младенца. После крещения провел беседу с новопросвещенными.




доставили!

два маяка

молитва греет - всегда!

община

сочетаваюсь Тебе, Христе!

мир Поморья!


     7 июля. Вторник.

     День возвращения домой.

    Добраться до аэропорта помог глава сельсовета на своём мотоцикле (без коляски! ‒ с тремя большими сумками и спальным мешком). Божиим промыслом и содействием начальника аэропорта приняли мой багаж, перевес почти 10 килограммов. Ярко врезалось в память, как нестандартно пробирались, по-другому не скажешь, в кабину пилоты: низко пригнувшись, на коленях, по тридцати мешкам с мороженной горбушей, загруженных прямо в салон у входа в кабину пилотов. К сожалению, не успел заснять этот подвиг летчиков на фотоаппарат; при этом пять пассажиров сидели в почетном карауле. До Архангельска летели на Ан-2 один час, постоянно проваливаясь в воздушные ямы при сильном ветре. Этот вид самолета единственный и незаменимый в своем классе на Севере.

     В этот же день вечером, по Божией милости, прибыл в Нарьян-Мар.





Возврат к списку